Информационные системы Новости

Центр нейронаук ТГУ при поддержке ПИШ «Агробиотек» исследует возможности VR-обучения

Смогут ли инженеры будущего эффективно учиться с помощью VR? Центр нейронаук ТГУ при поддержке ПИШ исследует эффекты и ограничения VR-технологий в образовании, итогом проекта станут первые в России научно-обоснованные рекомендации по гигиене в виртуальной реальности.

Проект «Эффекты и ограничения технологии виртуальной реальности» стартовал в августе 2023 году, его цель — оценить влияние виртуальной реальности на физическое состояние, в том числе показатели нервной системы человека, а также внимание, восприятие и память. Исходя из этого получится определить пределы эффективности VR-технологий для образования. Всего в исследовании поучаствуют 75 респондентов, для которых будет проведена 20-минутная VR-сессия, после они смогут сказать, как себя чувствуют, также исследователи оценят результативность выполнения задания в виртуальной среде.

— Виртуальная реальность — это гибкий инструмент для симуляции широкого спектра реального опыта, благодаря чему VR-технология используется сегодня в различных отраслях: от профессионального обучения и реабилитации до искусства и индустрии развлечений. Тем не менее, насколько технология виртуальной реальности способна решить образовательные задачи, которые ставит ПИШ? Какова реальная эффективность образовательных VR-приложений? Каковы общие эффекты и ограничения VR-технологии для применения в образовании? — на эти вопросы мы хотим получить ответы в нашем исследовании, — рассказала руководитель проекта, директор Центра нейронаук ТГУ, Анастасия Пешковская.

По ее словам, технология виртуальной реальности уже используется для подготовки космонавтов и спортсменов. Тем не менее, наряду с целым рядом преимуществ, пользователи технологии сообщают и о некоторых негативных эффектах. Главным барьером для массового использования VR является дискомфорт, который испытывает часть людей после погружения в виртуальную среду. Дискомфорт может быть связан как со структурой контента, так и индивидуальными особенностями человека. Этот феномен также называют киберукачиванием, он может выражаться в головокружении, дереализации и других симптомах после VR-сессии.

Понимая, как возникают негативные эффекты и минимизируя их, современное образование сможет использовать технологические возможности виртуальной реальности при подготовке инженеров. Например, будущие специалисты, используя VR-гарнитуру, смогут погрузиться в работу предприятий агропрома, получить инженерные компетенции в симуляционной среде и отработать навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Это позволит повысить эффективность подготовки специалистов, включая уровень «жестких навыков» и профессионального мышления, а также кратно снизить продолжительность периода их «вхождения» в реальный рабочий процесс.

Результатом исследования станет разработка первых в России рекомендаций по гигиене в образовательной VR-среде, которые выйдут в 2024 году. Рекомендации будут применяться при подготовке инженерных специалистов в ПИШ «Агробиотек».

Также уже сейчас в передовой инженерной школе ТГУ студенты проходят экспериментальный курс по неорганической химии, используя VR-шлемы, занятия проводятся в киберклассе.